Административный надзор за осужденными после освобождения

Срок надзора

Административный надзор всегда устанавливается на определенный срок:

  • до окончания срока погашения судимости – для тех, кто привлекался к уголовной ответственности при опасном или особо опасном рецидиве, или по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних, а также для совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (убийства, причинение тяжких телесных повреждений и т.д.);
  • от 1 до 3-х лет — для остальных лиц, которым установлен надзор. Этот срок может быть продлен, в том числе неоднократно, на 6 месяцев, но окончательно не может выходить за пределы срока погашения судимости.

Пример. Гришанову А.К., судимому за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж с применением насилия) установлен административный надзор на срок 3 года. С учетом его поведения полиция несколько раз обращалась в суд с заявлениями о продлении наблюдения на 6 месяцев, решениями суда заявления были удовлетворены. При этом судом были соблюдены требования закона, и общий окончательный срок надзора не выходил за пределы 8 лет со дня освобождения из колонии (судимость за тяжкие преступления погашается в течение 8 лет).

Вопрос:
На каком основании могут продлить надзор?

В соответствии со ст. 7 ФЗ-64 такими основаниями являются:

  • совершение в период нахождения под надзором преступления, за которое лицо осуждается к любому наказанию, кроме лишения свободы. Пример. Власову П.Р., освободившемуся из колонии, установили надзор на 1 год. В течение этого года Власов совершил два преступления небольшой тяжести, за которые ему назначили обязательные работы. В отношении него срок надзора был продлен на 6 месяцев.
  • совершение в период надзора лицом повторного преступления, за которое оно осуждается условно или с отсрочкой, а также освобождается с назначением уголовно-судебного штрафа. Пример. Ранее судимой Петровой О.Р., находящейся под надзором, назначили за повторное преступление наказание в виде лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до достижения 14-летнего возраста сына. В этой связи Петровой О.Р. также продлили срок надзора.
  • совершение в течение одного года двух или более административных правонарушений против общественного порядка, общественной безопасности, а также некоторых отдельных нарушений Правил Дорожного Движения (управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения — ст. 12.8 КОАП РФ, невыполнение требований о прохождении медосвидетельствования ст. 12.26 КОАП РФ).

Срок административного надзора временно приостанавливается, если гражданин скрылся от контроля и находится в розыске, заключен под стражу или осужден к таким видам наказания, как лишение свободы или принудительные работы. Когда обстоятельство, в связи с которым срок был приостановлен, прекращается, то течение времени административного надзора продолжается.

Пример. Соловину П.Л. был установлен надзор 20.01.2020 сроком на три года. В 02 марта 2020 года Соловин П.Л. скрылся от контроля и не поставил в известность полицию о смене места жительства. По этим причинам он был объявлен в розыск, задержан 13.04.2020 в другом городе. Из общего срока, равного трем годам, период с 02.03.2020 по 13.04.2020 подлежит «изъятию». Таким образом, окончание надзора в отношении Соловина А.Л. автоматически сдвигается на 42 дня (29 дней уклонения в марте и 13 в апреле). Прекращение надзора будет иметь место не 20.01.2023 года, а 04.03.2023 (если, конечно, не будет больше никаких нарушений со стороны поднадзорного).

Еще раз напомним, что общий период надзора, вне зависимости, продлевался или нет, не может выходить за пределы срока погашения судимости.

Нюансы

Согласно административному регламенту по надзору, уполномоченные структуры могут:

  • беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, проводить проверки на них, получать информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • заслушивать пояснения руководителей поднадзорных объектов;
  • предоставлять разрешения на выполнение определенных мероприятий, давать заключения и пр.

Для профилактики правонарушений уполномоченные институты власти осуществляют координацию и методическое руководство работой подконтрольных объектов в соответствии с ФЗ № 64, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору и прочими нормативными актами, регулирующими данную сферу.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: общие положения

В соответствии со статьей 1 Закона №64-ФЗ, таким надзором является наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определенных запретов (ограничений) и за исполнением возложенных обязанностей.

Такое наблюдение заключается в проведении контролирующих, проверочных мероприятиях. Осуществляется оно участковыми уполномоченными полиции по месту жительства поднадзорного в пределах территориального участка, работа на котором входит в их компетенцию.

Полномочия возникают у полицейского только после того, как вступит в законную силу решение суда, которым установлен надзор.

В зависимости от личности бывшего заключенного, характера и степени совершенных им преступлений, с учетом его поведения после освобождения судом могут быть установлены следующие ограничения:

  1. запрет пребывания в определенных местах (кафе, рестораны);
  2. запрет посещать места массовых мероприятий (митинги, концерты и т.д.);
  3. запрет покидать место жительства в определенное время (обычно это ночное время, при этом должен быть указан конкретный промежуток – к примеру, с 22 часов до 6 утра);
  4. запрет выезда за пределы муниципального образования.

Из перечисленных видов ограничений в рамках административного надзора может быть установлено как одно, так несколько ограничений одновременно.

После того, как решение суда вступило в силу, человека пригласят в опорный пункт полиции и под подпись, письменно разъяснят ему правила соблюдения ограничения и ответственность за нарушения. Обычно с этого дня начинается отсчет нахождения под надзором (исключение – со дня вступления в законную силу решения суда, если основанием для надзора являлось неоднократное совершение административных правонарушений).

Порядок осуществления надзора закреплен в Приказе МВД России от 08.07.2011 №818.

Полномочия участковых полицейских заключаются в непосредственном посещении поднадзорного гражданина по месту его жительства (пребывания), в том числе в ночное время, если соответствующее ограничение было установлено судом. Кроме того, полицейские проверяют лиц, судимых ранее, по базе привлеченных к административной ответственности – так выявляются те, кто нарушил порядок пребывания под надзором и снова преступил закон. В дни явки на регистрацию участковый фиксирует прибывшее лицо в специальном журнале, где поднадзорный ставит свою подпись.

Нередко ранее судимые уже сразу после освобождения возвращаются к криминальной деятельности. В отдельных случаях человек становится на путь исправления, устраивается на работу, исключает принятие алкоголя и запрещенных веществ. Огромную роль в этих вопросах играет семья, образование, наличие места для постоянного проживания и бытовые удобства.

Участковому необходимо проявить индивидуальный подход к каждому освобожденному из исправительного учреждения, установить его увлечения, с кем общается, не состоит ли в преступных группировках и т.д. На основании полученных сведений делается вывод о склонности к антиобщественному поведению, о необходимости усиленного контроля, о длительности наблюдения и т.д.

Участковый уполномоченный полиции, действуя в рамках полномочий по надзору за осужденными после освобождения, вправе запрашивать характеризующие данные на поднадзорное лицо (с места работы, учебы и т.д.), вызывать его в пункт полиции для проведения беседы, получения объяснения.

Регламент и этапы надзора

Контроль и сопутствующие ограничения налагаются на освобожденного человека судебными органами. Запрос на применение надзорных мер подается в инстанцию администрацией исправительного учреждения, где содержался осужденный, за 2 месяца до завершения наказания.

Вынесенное судом постановление направляется в подразделение ОВД по месту регистрации или пребывания освобождающегося гражданина. Предварительно последний обозначает конкретный адрес, по которому он будет проживать. По факту прибытия на место, ранее осужденному следует встать на учет в контролирующую структуру.

Дальнейший процесс можно разделить на 3 стадии:

  1. Предварительная. На этом этапе проводится сбор и анализ информации о конкретном осужденном. Разрабатываются оптимальные ограничительные меры. На протяжении всего периода мониторинга их перечень может дополняться по решению суда. Например, по факту периодического нарушения режима издается приказ о применении вспомогательных запретов, более ужесточенных.
  2. Текущая. В процессе стадии осуществляется проверка исполнения ограничений и обязанностей, возложенных на человека судом.
  3. Завершающая. Предполагает вынесение решения о продлении контролирующих мероприятий либо об их снятии.

Пролонгация надзорных мер производится на основании ст. 7 закона № 64-ФЗ. Период запретов может быть увеличен, если поднадзорный свершил в этот момент преступление и был приговорен к наказанию, не предусматривающему тюремный срок. Второе основание – допущение нескольких административных нарушений в течение года. Решение об увеличении временного интервала принимает суд на основании запроса из ОВД. Максимальный период продления – 6 месяцев.

Прекращение ограничительных мер происходит по факту окончания интервала их действия, установленного судебной инстанцией. Дополнительно запреты аннулируются в результате снятия судимости, по причине смерти поднадзорного или при направлении его в исправительное учреждение по причине осуждения за очередное преступление.

Важно! Контроль с лица, ранее судимого за действия против половой неприкосновенности малолетнего ребенка (до 14 лет), и признанного страдающим от такого расстройства поведения и психики, как педофилия, снимается иначе. Основания – аннулирование либо прекращение судимости в совокупности с окончанием применения в отношении него принудительных медицинских мер

Что касается того, как снять ограничения досрочно, то процедура проводится через суд. Запрос направляется от имени освободившегося человека либо заявление подают органы внутренних дел. В отношении граждан, отбывавших наказание за покушение на половую неприкосновенность детей, подобная возможность не применяется.

Вопрос:

На каких условиях допускается отменить надзорный процесс в досрочном порядке?

Ответ:

Отмена контроля ранее срока, фиксированного судебным органом, возможна только при максимальном соблюдении поднадзорным лицом ограничений и при исполнении им соответствующих обязанностей. Дополнительно в суд потребуется предоставить характеристики с места труда и жительства

Важно, чтобы они были положительными. При этом запустить процесс можно лишь по прошествии половины ограничительного срока

В случае удовлетворения прошения, гражданин будет снят с учета в ОВД. При отказе в досрочном аннулировании ограничений, повторное заявление в суд подается не ранее, чем через полгода.

Классификация категории административного надзора

Далее целесообразно разобрать виды контроля и административного надзора. В зависимости от объекта, который попадает под контроль государства, принято выделять следующие разновидности надзора:

  • Отраслевой.
  • Межотраслевой.

Важно отметить, что отраслевой вид государственного контроля и административного надзора производится в определенной области взаимодействия общества и отдельного индивида. К примеру, надзор в финансовой сфере или надзор, реализуемый МВД России, являются разновидностями отраслевого контроля со стороны государства. Межотраслевой надзор отличается большей сферой деятельности, охватывающей не только область управления

Примером данного вида надзора в административном праве может послужить административный технический надзор со стороны конкретных государственных структур. Стоит отметить, что последние осуществляют его с целью поддержания благоустройства и чистоты города. Так, представитель гос

Межотраслевой надзор отличается большей сферой деятельности, охватывающей не только область управления. Примером данного вида надзора в административном праве может послужить административный технический надзор со стороны конкретных государственных структур. Стоит отметить, что последние осуществляют его с целью поддержания благоустройства и чистоты города. Так, представитель гос

власти – как правило, определенное ведомство – обязуется обращать внимание на все области деятельности граждан, которые прямым или косвенным образом влияют на городское благоустройство

Общий административный надзор

Принято считать, что в России в соответствии с действующим законодательством применяются следующие виды надзора: судебный, прокурорский и административный. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что таможенный, бюджетный, банковский и иные надзоры являются составной частью трех вышеперечисленных надзоров.

Административный надзор среди других является наиболее объемным и разнообразным. При соблюдении определенных федеральными законами условий он допускает возможность вторжения в права физических и юридических лиц.

Тенденция расширения объема административно-надзорной деятельности имеет объективный характер и определяется повышением роли технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых — важное условие обеспечения безопасности граждан, общества, государства. В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм

В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм.

Содержание надзорной функции предполагает возможность осуществления: систематических проверок; мониторинг; лицензионную, регистрационную, уведомительную, регламентарную функцию; оценки соответствия управленческих действий законодательству.

Применительно к деятельности полиции и других правоохранительных органов термин «надзор» предполагает вмешательство не только в конфликтные ситуации, связанные с правонарушениями, в целях их пресечения (в том числе и с применением силы), но и в ситуациях, требующих принятия оперативных решений, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, а также форм собственности.

С точки зрения профессора С.И. Котюргина, административный надзор делится на общий и специальный. Общий административный надзор — это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Специальный надзор милиции (органов внутренних дел), по мнению С.И. Котюргина, распространялся на две категории объектов:

  1. на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности (ставятся на учет, находятся под контролем, с ними проводится воспитательная работа и т.д.);
  2. на объекты разрешительной системы (огнестрельное оружие, стрелковые тиры, оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские, склады с взрывчатыми материалами, радиоактивными веществами и пр.). Надзор заданными объектами необходимо осуществлять ввиду их значительной общественной опасности.

Главными задачами административного надзора является обеспечение: безопасности граждан, общества, государства; надлежащего качества продукции и услуг.

Административно-технический надзор

Это достаточно специфический вид контрольной деятельности. Ее осуществляет специально созданная государственная служба административного надзора – АТИ. Она занимается проверкой:

  1. Соблюдения положений законодательства в сфере благоустройство городских территорий.
  2. Технического состояния аттракционов, самоходных машин и прочих видов техники.

Административно-технический надзор распространяется на все предприятия, учреждения вне зависимости от имеющейся у них формы собственности, а также их ведомственной принадлежности.

Контролирующие службы формируются при муниципальных и региональных администрациях. В разных субъектах они носят различные наименования. К примеру, в Москве соответствующими полномочиями обладает Объединение административно-технических инспекций, в Санкт-Петербурге действует ГАТИ – Государственная административно-техническая инспекция.

Различен и круг задач, которые решают службы в регионах. Их перечень зависит от нужд конкретного района, муниципалитета, субъекта РФ в целом. Так, в Москве ОАТИ решает задачи, связанные с:

  1. Контролем соблюдения требований законодательства, регулирующего внешнее благоустройство территорий, содержание зданий и иных объектов, выполнение работ в пределах региона.
  2. Предотвращением, пресечением, выявлением нарушений путем проведения проверок на предприятиях, наблюдений и принятия соответствующих мер.
  3. Выдачей ордеров на осуществление земляных работ, содержание и обустройство стройплощадок.
  4. Оценкой технического состояния самоходных машин, в том числе с электроприводом, прицепов, аттракционов, прочей техники в процессе эксплуатации вне зависимости от формы собственности, ведомственной подчиненности, по нормам, обеспечивающим безопасность здоровья и жизни граждан, сохранность имущества и охрану окружающей среды.

Согласно административному регламенту по осуществлению государственного надзора, уполномоченные контролирующие структуры вправе привлекать виновных субъектов (организаций, предпринимателей, должностных лиц, граждан) к административной ответственности.

Общий порядок

Он устанавливается в 818 Приказе МВД от 06.04.2011 г. В этом нормативном акте закреплены правила действий сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих административный надзор. По Приказу № 818, служащие соответствующих подразделений:

  1. Составляют маршрутные листы при переезде подконтрольных лиц.
  2. Вызывают и опрашивают поднадзорных. В рамках таких вызовов может проводится профилактическая работа, разъясняться обязанности и права.
  3. Заводят дела об административном надзоре, ведут регистрацию и учет граждан.
  4. Запрашивают при необходимости материалы из учреждений, в которых подконтрольные субъекты отбывали наказание.
  5. Истребуют документы о поведении граждан по месту проживания или трудовой деятельности.

Стоит, однако, отметить, что больший объем работы возлагается на участковых уполномоченных полиции. Эти служащие фактически контролируют поведение поднадзорных, проверяют, соблюдают ли они установленные им ограничения. Не реже одного раза в месяц участковые посещают их по месту проживания. При необходимости эти служащие задерживают нарушителей.

Наблюдение за гражданами, находящимися на улице, осуществляют и сотрудники ППС. В целом фактически все подразделения МВД – линейные отделы, ГИБДД, уголовный розыск и пр. – в той или иной степени включены в контрольную деятельность.

Принципы административного надзора

Административный надзор в рамках правовой науки наделен системой принципов. Будучи важнейшим институтом административного права, административный надзор должен основываться на общих и организационно-функциональных принципах.

В целом принципы административного надзора можно разделить на две группы: общие и специальные. Отдельно следует рассмотреть каждую группу принципов. К общим можно отнести: принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и принцип публичности.

Каждый из общих принципов нужно рассмотреть подробнее. Так, принцип законности представляет собой требование точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора. Обращено оно, прежде всего к органам, осуществляющим надзор, в деятельности которых имеется строго подзаконный характер.

Принцип гласности базируется на том, что в процессе административного надзора должно учитываться общественное мнение, а критика отдельных моментов в осуществлении административного надзора должны быть использованы в целях совершенствования ее системы.

Принцип демократизма выражается посредством в того, что осуществление административного надзора происходит в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с органами надзора.

Принцип публичности административного надзора Согласно указанному принципу, административный надзор в целях охраны личности, государства и общества, обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности.

К особенным принципам административного надзора можно отнести следующие:

Принцип единства и централизация административного надзора подразумевает под собой тот факт, что действующее законодательство устанавливает единые для всех полномочия по осуществлению надзора.

Принцип процессуальной самостоятельности подразумевает самостоятельность надзорного органа в принятии решения, которое распространяется на субъектов административной юрисдикции.

Принцип независимости административного надзора являет собой один из ключевых принципов данного института. Административный надзор не может осуществляться под давлением.

Принцип централизации подразумевает под собой наличие единой централизованной системы, которая организуется на основе единых принципов.

Принцип комплексного подхода к осуществлению административного надзора состоит в том, что существует многообразная система методов административного надзора.

Принцип единообразия состоит в том, что надзор осуществляется строго в соответствии с законодательством и направлен на применение наказаний за совершение административных правонарушений.

Принципы административного надзора

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

К исковому заявлению необходимо приобщить приложение — копии приговоров, постановлений об административных правонарушениях, рапорт-характеристика, а также документ, подтверждающий вручении копии искового заявления ответчику.

В отличие от общих положений гражданского судопроизводства, данное исковое заявление не может быть оставлено без движения, даже если обязательные рекомендации по содержанию не соблюдены. Недостатки устраняются при непосредственном рассмотрении административного дела. В то же время, возвратить судья заявление может – к примеру, если оно подписано не уполномоченным лицом или неподсудно данному суду.

Все участники извещаются судом о назначенной дате рассмотрения искового заявления. В судебном заседании принимает участие прокурор, который проверяет обоснованность заявленных требований административного истца и дает свое заключение. Неявка представителя ОВД и прокурора не препятствует рассмотрению дела, а вот ответчик должен быть обязательно. Вместе с тем, в отдельных случаях – к примеру, когда он находится в розыске, его интересы может представлять адвокат, назначенный судьей.

Законом установлено, что обязанность доказывать предмет иска, то есть необходимость в установлении надзора, возложена на истца – представителя органов внутренних дел. Он обязан представить суду доказательства, свидетельствующие об антиобщественном поведении ответчика, его образе жизни, выявленных в ходе проверках негативных обстоятельствах и т.д. В то же время, суду предоставлена возможность принятия решения об установлении надзора на другой срок, нежели было заявлено в иске, а также о других ограничениях.

Заявление об установлении административного надзора должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня поступления, решение изготавливается в день оглашения и вручается сторонам. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Административное исковое заявление об установлении дополнительных ограничений или о продлении срока подается и рассматривается по тем же правилам органом внутренних дел. Подать заявление о частичной отмене установленных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора может сам поднадзорный или его представитель. Таким же правом обладает и прокурор, если ввиду уважительных причин (к примеру, по болезни) гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

Стадии надзора

В организационном плане административный надзор – это процесс, состоящий из нескольких последовательно выполняемых этапов. В общем случае схема выглядит так:

  1. Предварительная стадия. В ходе нее проводится анализ сведений о поднадзорном объекте/субъекте, разрабатываются или выбираются из уже действующих нормы и правила.
  2. Текущий этап. В ходе него осуществляется непосредственное и систематическое наблюдение, проверки, инспектирование. Они направлены на выявление нарушений и виновных в них субъектов. На основании проверок применяются меры ответственности.
  3. Завершающая стадия. Она предполагает анализ проведенной работы, разработку предложений о снятии или продолжении надзора.

Прокурорский надзор по административным делам

Существуют и другие виды надзоров. Одним из них является прокурорский надзор по административным делам. Органы прокуратуры осуществляют его для того, чтобы контролировать соблюдение норм Конституции, Законов, других нормативно-правовых актов.

Надзор устанавливается с того момента, когда заводится административное дело на человека, что совершил административное правонарушение. Прокурор в рамках своих полномочий может влиять на ход административного расследования, а также открывать административные дела лично, но только за некоторые правонарушения. Данный вид надзора позволяет поддерживать режим законности на всех уровнях власти.

Итак, мы рассмотрели виды, принципы, методы и задачи административного надзора как одного из видов государственной деятельности. В заключение нужно добавить, что надзор в разных сферах гражданской жизни просто необходим, потому что он помогает обеспечить законность взаимоотношений и правопорядок.

Помощь адвоката по административному надзору

Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Миграционное дело

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства – деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Миграционный учет осуществляется в целях:

  • создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод;
  • выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
  • формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан;
  • защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан;
  • систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации, и о перемещениях иностранных граждан;
  • решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

  • свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
  • защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;
  • сочетание интересов личности, общества и государства;
  • обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;
  • доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
  • унификация правил миграционного учета.

Миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания;
  • обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
  • ведение государственной информационной системы миграционного учета.

Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФмС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Основанием для постановки на миграционный учет является:

  • факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;
  • факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
  • факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации. Основанием для снятия с миграционного учета является: факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации; вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Особенности проверок

Надзорные мероприятия осуществляются на основании положений ФЗ № 294, а также Административного регламента по надзору.

Проверки могут быть внеплановыми либо плановыми. Периодичность последних строго фиксирована. Основанием для внеплановых ревизий могут выступать сообщения о нарушении предприятием или предпринимателем каких-либо правил (выполнения земляных, строительных, дорожных и иных работ, к примеру). Соответствующие сведения могут поступать от других организаций и граждан. При этом анонимные сообщения инспекция рассматривать не будет.

Внеплановые проверки обязательно согласовываются с органами прокуратуры. Выполняется ревизия в соответствии с распоряжением начальника АТИ. В постановлении устанавливается время и длительность проверки, а также лица, уполномоченные на ее проведение.

Предприятие или физлицо должно быть извещено о предстоящем контрольном мероприятии. Если проверка плановая, уведомление направляется за трое суток до даты проведения, если внеплановая – за сутки. Вместе с тем стоит учитывать, что уполномоченная служба не будет извещать о предстоящих мероприятиях, если они выполняются по жалобе, на основании представления или иной информации, свидетельствующей о возможной угрозе здоровью населения и общественной безопасности.

По итогам проверки инспектор формирует акт, копия которого вручается представителю предприятия или предпринимателя. При обнаружении нарушений возбуждается административное дело. По результатам его рассмотрения специальная комиссия выносит постановление о вменении санкции в соответствии с КоАП. Кроме этого, виновному лицу выносится предписание в установленные сроки устранить нарушения, за которые была вменена ответственность. Инспектор, проводивший проверку, контролирует исполнение предписания, предпринимает меры по предупреждению возможного ущерба здоровью, жизни, имуществу граждан, окружающей среде.

Основными нарушениями, за которые могут вменяться административные санкции, считаются:

  • Ведение строительных работ без обустройства временных оградительных конструкций, без специально оборудованных временных выездов/въездов.
  • Врезка в общегородские магистральные линии осуществляется без ордера.
  • Установка строительных лесов без разрешения.
Оцените статью
Юридические споры
Добавить комментарий